Что делали с безобразными жемчужинами. До начала культивирования жемчуга в 20-м веке, а особенно до колумбовых открытий, жемчуг был очень ценным камнем, добыча его была сложным, рискованным и непредсказуемым занятием. В дикой природе лишь одна из сотни или даже нескольких сотен устричных раковин будет содержать в себе драгоценное вложение. Причем, размер и форма этой жемчужины с большой вероятностью будет далека от идеала – ведь никто не заботился о равномерном нарастании перламутра и о соблюдении сроков роста. Большинство выловленных жемчужин были, конечно, примерно округлой формы, но и жемчуг неправильных, и даже очень сильно неправильных форм тоже попадался. А поскольку жемчуг стоил неимоверно дорого, то и жемчужины странных форм ценились высоко. Им находилось свое применение в ювелирном деле, и тут все уже зависело от фантазии и таланта золотых дел мастера. Расцвет моды на украшения с некруглыми жемчужинами попал на 16-17 века, это было время максимального притока в Европу жемчуга, выловленного в недавно открытых ареалах распространения устриц-жемчужниц в Центральной Америке, Филиппинах и островах Индонезии. Такие жемчужины неправильной формы называются барочными, часто думают – что это от стиля барокко, который тоже пришелся на 16-18 века, но на самом деле все наоборот. Это стиль барокко произошел от названия жемчуга, как ни странно. Португальское слово «барокко» использовалось ловцами и торговцами для обозначения жемчуга искаженной, неправильной формы. Поэтому к характерным для архитектурного барокко овальным окнам, казавшимся людям странными и вычурными, прицепилось название «перла барокко», то есть некондиционная, некруглая жемчужина. А далее это слово уже закрепилось за стилем в целом, тем более, что архитектуру барокко очень критиковали как чрезмерную и искажающую классические стандарты зодчества. Особенно прославилась коллекция с барочными жемчужинами, сохраненная в флорентийском Палаццо Питти, принадлежавшем семье Медичи. Дамы из рода Медичи любили, собирали и заказывали ювелирам подвески и кулоны, в которые были встроены жемчужины самых прихотливых форм. Самая известная из подвесок Медичи – золотая детская люлька, из которой выглядывает воистину безобразная, бугристая и неровная жемчужина. Однако, эта подвеска была очень популярна в семье и береглась – по семейной легенде Медичи обладание этой подвеской помогало женщинам рода забеременеть, выносить и успешно родить наследника. Современные ювелиры иногда возвращаются к старой традиции делать фантазийные уникальные украшения с некрасивыми жемчужинами, и получается порой очень даже оригинально. Но сейчас возможно предсказуемо выращивать жемчужины самых невообразимых форм.